Кто мне скажет, откуда берутся
в нашей жизни слова в те моменты,
что печалью и грустью зовутся?..
Кто потом расставляет акценты?
Строчки рвутся из сердца беззвучно.
Чаще просто лежат на бумаге.
Ждут их те, кто был нами приручен...
Шепчут - бредя, незримые маги.
Эти маги являются снами.
В темноте мы дыханье их слышим.
И проходят мгновенья часами
иногда торжеством наивысшим.
Утром чувства вновь прячутся в сердце
в пожеланьях добра адресатам.
Но закрыты незримые дверцы.
И опять мы сродни арестантам.
И опять впереди две дороги.
И опять нам стоять на распутье.
У игры всегда правила строги.
У решеток - как правило, прутья.
И приходится снова бороться
и решать: - "Ну, а что тебе надо?"
А в груди - сердце глупое бьется
в ожидании нежного взгляда.
Ночь проходит незримо не слышно
разливается кляксой из фляги.
И опять торжеством наивысшим
застывают слова на бумаге.
31 января 1999 года
ЗАКОНЫ ПОСТРОЕНИЯ МИРОВ
(В ПОТОКЕ)
Ошибочно ли мнение толпы,
и сколько нас бредет в ней одиноких?
Служенье муз не терпит... эту пыль.
Я снова ведь не шёл, а словно плыл,
не вспоминая прошлого уроки.
Я плыл - как есть: непонятая часть,
сего движения заботы и печали.
На вид, не суетясь и не мечась.
И надо ли мне было различать?
Вот и меня опять не различали.
Ошибочно ли мнение моё?
И что вообще на свете безупречно?
И если миром правит буква "йот",
то кто потом меня тогда поймёт?
Что говорить про вечность и беспечность.
* * *
Законы построения миров
весьма просты: всё создается нами.
Рассвет суров. Закат потом багров.
В мечтах растим мы личный двор и кров.
А кто растит вот этот весь орнамент?
Подумай: мир - прекрасен, жизнь - нова!
Поверь, что эти люди все воздушны.
Попробуй верить собственным словам.
Я пробую… Кружится голова.
И почему же всё-таки чуть душно?
* * *
Я, как обычно, подобрал в толпе
сегодня аж четыре новых строчки.
Я даже их попробовал напеть,
и снова понадеялся суметь,
не проверяя этот мир на прочность.
Моей заслуги, право, вовсе нет
в том, что никто другой их не заметил.
Я шёл в толпе. Дневной струился свет.
И не маячил в той толпе ответ.
И лица обдувал залётный ветер.
30 ноября 2005 года
ЕСЛИ ТОЛЬКО
Ночные проспекты мне смотрят в глаза.
Ночные проспекты уходят назад
и город приветствует ночь,
завернувшись в прохладу.
А я - не успел, не сумел, не узнал...
Стихи я опять сочинял допоздна.
И что?.. Убегаю вновь прочь
сквозь грозу и преграды.
И кажется всё бесполезно.
И время проходит без нас.
И рассвет наступил оттого, что так было всегда.
Но, видимо, мне по-другому нельзя.
Ведь то - "недругое", зовётся - стезя.
Любезно
сменив свой окрас
загорелась звезда.
Дорога зовёт и строка не нова.
И вроде уже не болит голова.
И сердце уже не стучит,
если только чуть ноет.
И снова не в силах расслышать ответ
я просто иду, повторяя - "рассвет",
и кто-то мне шепчет "учти".
Я учту и не скрою.
И, кажется, всё так и было.
И время застыло на миг.
И мудрость нужна лишь затем, что б забыть про любовь.
Но снова архангел трубит в семафор
и поезд уносит сквозь тень этот вздор.
Перилла
и сдавленный крик…
и под чайкой прибой.
Зачем же тогда нас создали мой друг?
Так много случилось и даже не вдруг.
И песня звучит вдалеке,
нам её не узнать.
Но вновь голубеет надеждою флаг.
И, вроде, рассеялись страхи и мгла.
Я снова ищу налегке
новый выход из сна.
И, кажется, стало иначе.
И хочется дальше идти.
И слова вдруг легли оттого, что я многому внял.
И как-то светлей зазвучала печаль.
И снова любовь наполняет "прощай"
Лишь плачет
о новом пути
призрак этого дня.
8 декабря 2004 года
МОНОЛОГИ С АНДРЕЕМ МАКАРЕВИЧЕМ
На это стихотворение (песню)
меня вдохновили некоторые ответы
Андрея Макаревича а беседах со
слушателями. Потому и такое
странное название.
Критерий оценки добра - это зло...
Ну, да!..
Пожимайте плечами.
Секунды, минуты, недели, года, возможно, слегка укачали.
Но снова несусь я сквозь них напролом, беспечность с тревогой сметая.
Мне в спину бросают со вздохом "Куда?!"
Куда там... Наивность святая.
Но в каждом вопросе заложен ответ. Пусть спят пораженья в победах.
Мой мальчик, ты хочешь не делать вреда? Попробуй, сомненья отведав,
а ля по канату - по тонкому льду. Меж чёрным и белым. Скольженьем.
Зачем? Не отвечу. Сейчас и тогда мне в спину лишь эхом "служенье".
Служенье? Положим, и, что же с того, что жить невозможно иначе.
Пусть кто-то смеётся беззвучно потом, ведь кто-то совсем не судачит.
Критерий оценки добра это зло, а значит, пристало скитаться.
И некто случайный мне руку пожмёт на дальней из пройденных станций.
А дальше? Дорога. Опять и опять. Промашки, улыбки, надежды.
Победы найдутся. Ошибки - уйдут. Как должно: меж надо и прежде.
"Зачем" повторяю и сам же смеюсь, зачем эти карты и встречи?..
По рельсам земные колёса снуют, а звёзды - дорогою млечной.
Мой мальчик не надо сомнений сейчас, мой мальчик, не надо вопросов.
Дорогой небесной ответы летят, а нам подпевают колёса.
И завтра, и ныне, вчера, и всегда - так было и будет, надеюсь.
Меж черным и белым встают города, мне только не ведомо где я.
Критерий оценки добра это зло? Извечное в душах смятенье.
Пусть первый шаг нами был сделан давно... Пусть чаще пугают нас тени.
Мой мальчик, печали сдаваться нельзя. Нам выпал удел улыбаться.
Скорей на подножку... Туда, где грустит
наш некто на дальней из станций.
1 - 17 июня 2006 года
О СНАХ И О ВОЛНАХ
А. Макаревичу
"Ночью нам дарован покой,
А днем, на беду, не спится".
Лунный свет по земле расплескался
и, в волшебном таинственном сне,
на обрывках бумаги остался
снегом, выпавшим вдруг по весне.
Все проходит: обиды и дружба,
даже ночи безумной любви.
Как немного для счастья нам нужно -
только тихо его позови.
Мы, как дети, наивно моргаем
в приближении нового дня.
А волна, на волну набегая,
в океан убегает маня.
Так в копилку пути собирает,
удивляясь, что каждый тернист,
и о Гамлета роли мечтает
бессловесный с подносом статист.
Под усеянный звёздами купол
нитью тянется каждая роль
из волшебной коробки для кукол.
Рядом там и поэт, и король.
Там навстречу идущий прохожий
и гудки безобидных машин
слились в день на вчерашний похожий...
Как во сне, мы куда-то спешим.
А потом после праведной спячки,
как броню равнодушье храня,
мы своих настроений не прячем,
бога с чёртом в чём-то виня.
Где же суть? Я не знал и не знаю -
строчки песни порой не ясны…
Только каждую ночь призываю
до обидного чистые сны.
В них друзья за столом веселятся,
в них любимые преданы нам...
Но - судьбы беспокойной скитальцы -
мы на волю отдались волнам.
Сентябрь-октябрь,1990
НАРУШЕНЬЕ СИММЕТРИИ
(КРОМЕШНО БЕЛАЯ МЕЛОДИЯ)
Все начнется вот-вот,
Жаль, что зрителя нет
Из песни группы "Машина времени"
"Музыка под снегом"
Уплывают скамейки по лужам замёрзшего парка
мимо спящих деревьев, застывших с обеих сторон.
Нарушеньем симметрии льдинок хрустальных помарки
в белом вальсе кружат под осипшего неба тромбон.
Уплывают скамейки... Достойно. Размерно. Неспешно.
Забирают минуты обычного зимнего дня.
И я вижу, что белое тоже бывает кромешным,
и - не знаю, а стоит ли этому белому внять.
Уплывают скамейки... Плывите.
Попутного ветра.
Ну, а я остаюсь размышлять, заполняя пробел.
Лишь деревья стоят разодетые в белые гетры
и забыть не дают то, что мир ослепительно бел.
27 июня 2005 года
ЕДВА
"Ты слышишь сигнал?
Это ветер пропел в камышах.
Ты ни мне ни себе не простишь
Несделанный шаг."
Андрей Макаревич
Найти своё лицо в потоке отражений
и не сойти с пути.
Идти, а не бежать,
и видеть, как листва начнёт своё сниженье.
А тонкий тихий звук продолжит вновь дрожать.
От осени к весне как парадокс. Прочтенье...
Не прерванный полёт. Не порванная нить.
Пусть реки потекут без твоего хотенья.
Ведь ты не загрустишь?...
И пусть не изменить.
Сегодня кто-то встал на нужную дорогу
и чей-то голос спел тому, кто был один.
И кажется, что вот, уже совсем немного...
Но снова поворот и шепот: "...впереди!"
И пусть твоё лицо лишь блик на фоне неба.
И пусть твои слова уже едва слышны.
Хоть кто-нибудь потом не скажет: "Он здесь не был."
И ты не убежишь от этой тишины.